Рельсы и рельсовые соединения
Рельс, называемый двухтавровой балкой, представляет собой элемент конструкции, которую в целом называют материалы верхнего строения пути. Более того, именно он является основной составляющей ВСП, поскольку он:
– принимает на себя весь вес перемещающегося по нему подвижного ж.д. состава;
– определяет направление его движения.
Существует достаточно обширная номенклатура рельсов, которая обеспечивает разноплановость их применения во многих направлениях хозяйственной деятельности:
– промышленном производстве;
– горно-шахтном хозяйстве;
– в сфере грузо- и пассажирских перевозок и др.
Одними из важнейших элементов железнодорожного полотна, во многом «отвечающих» за его надежность, являются рельсовые скрепления и соединения. Они представляют собой довольно сложный набор деталей, обеспечивающих непрерывность рельсовой нити и ее фиксацию. С помощью подкладок рельсы крепятся к подрельсовому основанию или шпалам. Впрочем, существует и бесподкладочный способ крепления.
Между собой рельсы соединяются болтовыми креплениями, основу которых составляет накладка 1Р-65. Кроме болтов в качестве крепежей применяют анкера, а также шурупы и дюбеля.
В последнее время появилась некоторая тенденция использовать в качестве рельсовых соединений клеящие смолы, однако их доля в общем количестве пока пренебрежимо мала. Основу же составляют металлические традиционные скрепления.
Помимо прочего, крепления классифицируют в зависимости от характеристик клеммы (прижимного элемента). Исходя из этого они бывают:
– упругие пластинчатые;
– упругие прутковые;
– жесткие.
Кроме основной своей задачи – обеспечения безопасности движения подвижного железнодорожного состава – скрепления выполняют еще и функцию уменьшения вибрации, которая от рельсов передается шпалам (или подрельсовому основанию), балласту и, наконец, земляному полотну.
Если же речь идет об участках железнодорожного полотна с электротягой и автоблокировкой, то рельсовые скрепления еще обеспечивают и электрическую изоляцию.
Для осуществления ремонтных работ для рельсов и их скреплений используется специальное оборудование:
– рельсошлифовальные и рельсосварочные машины;
– машины, производящие правку рельсовых стыков;
– рельсовозные составы и др.
Такое оборудование должно отвечать конструктивным требованиям, которые предусматривают:
– возможность эксплуатироваться в определенном температурном диапазоне;
– время беспрерывной работы и т. п.
«Предыдущая статья | Следующая статья» |