«История» крупнейшего историка Фукидида
Фукидит происходил из богатой афинской семьи, принимал участие в государственной деятельности. Во время Пелопоннесской войны он был стратегом, но неудачно командовал афинским военно-морским флотом у берегов Фракии и не успел предотвратить захват спартанцами важнейшего в этой области афинского опорного пункта - города Амфиполя. За эту неудачу Фукидит был изгнан из Афин и провел в изгнании 20 лет. Он поселился во Фракии и оттуда внимательно следил за последующими событиями Пелопоннесской войны, решив описать ее. Он тщательно собирал материалы и с этой целью объездил места многих сражений. После войны Фукидида амнистировали и историк вернулся домой в Афины.
Работа над «Историей» была начата примерно в 420 году и продолжалась с перерывами всю жизнь Фукидида. «История» была разделена на 8 книг. Первая книга посвящена краткому обзору истории Греции с древнейших времен до начала Пелопонесской войны. Остальные 7 книг описывают Пелопоннесскую войну. Восьмая книга обрывается на изложении событий 411 года. Вероятно, Фукидид умер, не успев окончить свой труд. В своей «Истории» Фукидид впервые применил метод обратного умозаключения.
420-370 года Развитие Демокритом учения об атомах.
В основе учения греческих атомистов Демокрит выдвинул и разработал два основных положения:
1) Мир состоит из качественно однородных, неделимых, различаемых только по величине и форме атомов и пустоты, в которой совершается их механическое движение;
2) Все явления происходят не случайно, но в силу необходимости. Возникновение и исчезновение бесчисленных миров, на которые распадается вселенная, 20-30-х годовобусловлено непрерывным движением атомов в пустоте. Сталкиваясь и отталкиваясь, соединяясь и разъединяясь, атомы образуют вещи. Последовательно развивая эти положения, Демокрит распространил их на психику человека. «Душа» человека, согласно его взглядам, также представляет собой сочетание наиболее подвижных и круглых атомов, находящихся в постоянном соприкосновении с атомами других тел, образующих мир.
«Из ничего ничего не может возникнуть, и ни одна вещь не может превратится в ничто. « - в этом изречении Демокрита впервые с такой определенностью была выражена идея вечности (несоздаваемости и неуничтожаемости) материи, которая и ныне лежит в основе материалистического понимания природы.
В области теории познания Демокрит является безусловным материалистом, но вопрос о диалектической связи чувственного восприятия и рационального мышления остается у него нерешенным. Он проводит резкую грань между многообразием непосредственно воспринимаемого чувствами мира и простыми сочетаниями атомов, которые мы постигаем посредством разума. Попыткой соединить эти два начала является учение Демокрита об образах вещей, отделяющихся от них в виде тонкой пленки, которая действует на наши органы чувств.
Но Демокрит был не только философом-атомистом. Многочисленные естественнонаучные сочинения Демокрита, дошедшие до нас, затрагивали разнообразные вопросы астрономии, космографии, геологии, физики, метеорологии и биологии.
390-370 года «История Греции» Ксенофонта.
«История Греции» была написана как продолжение Подарок другу
«Истории» Фукидида. Она состоит из семи книг, начинается изложением событий 411 года, на которых оборвалась «История» Фукидида, и заканчивается битвой при Мантинее (362 год) , где войска беотийцев и их союзников разбили спартанцев.
Как историк Ксенофонт во многом уступает своему предшественнику. Большое значение Ксенофонт придает вмешательству богов, исторический процесс он низводит до раздоров отдельных лиц. Однако произведение это, несмотря на отдельные пропуски и сознательные умолчания, насыщено большим количеством ценных и достоверных фактов.
Кроме того, Ксенофонту принадлежат труды философского и экономического содержания с рецептами наиболее рациональной эксплуатации рабов, риторические сочинения и даже небольшое произведение, похожее на исторический роман - «Керопедия» («Воспитание Кера») , в котором он пропагандирует монархические идеи.
365-360 года Теория неизмеримых величин Эвдокса. Гиппократ, «Гиппократов сборник».
Эвдокс разработал учение о пропорциональности и создал теорию соотношений несоизмеримых величин, которая во многом предвосхитила теорию иррациональных чисел, возникшую лишь в конце 19 века.
В «Гиппократовом сборнике» были объединены как подлинные произведения знаменитого греческого ученого, так и приписанные ему позднее.
По Гиппократу, медицина требует систематического и всестороннего наблюдения больных. Все части организма взаимосвязаны друг с другом. Большое внимание Гиппократ уделял внешней среде - климату, почве, воде. Об эпилепсии, считавшейся ранее «священной» болезнью, Гиппократ говорил: «Насколько мне кажется, она не божественнее, не священнее, чем другие... Мне кажется, что первые, признавшие эту болезнь священной были такие люди, какими и теперь оказываются маги, шарлатаны и обманщики. « Разнообразие человеческих организмов («темпераментов») Гиппократ сводил к различному сочетанию или смешению четырех «соков» (крови, слизи, светлой и черной желчи) . Ставшее традиционным учение Гиппократа о четырех темпераментах (сангвиническом, флегматическом, холерическом и меланхолическом) сохранило известное значение для всей последующей науки.
Многое в представлениях Гиппократа о человеческом теле было чрезвычайно наивным. Он не умел еще отличать нервы от кровеносных сосудов и думал, что артерии наполнены воздухом. И тем не менее, имя великого греческого ученого неотделимо от развития медицины. Он первым дошел до отрицания «ниспосланных богами болезней», противопоставив этому объяснению систему эмпирических наблюдений за ходом самой болезни.
«Предыдущая статья | Следующая статья» |