Автомобильные диски. Не только об эстетике
Колесные диски – значимый элемент автомобильного дизайна. Но гораздо более важны практические функции дисков.
Правильно подобранные качественные диски обеспечивают безопасность, рационализируют расход топлива, способствуют продлению срока службы подвески.
Диски штампованные (стальные)
Этот тип колес наиболее распространен. Конструкцию составляет тарелка и обод. Оба элемента штампуют из стали, потом приваривают методом точечной контактной сварки. На завершающем этапе поверхность покрывают защитным слоем – эмали, порошкового покрытия, краски.
- Преимущества стальной штамповки
В штатной комплектации большинства новых автомобилей идут штампованные диски. Все просто: их преимущества – доступность стоимости и простота процесса изготовления. Что немаловажно еще, штампованные более устойчивые к ударам и повреждениям. Сильный удар не разрушает их, а деформирует. А это говорит о повышении безопасности. К тому же, сам процесс деформации требует затрачивания определенной доли энергии удара, а это значит – детали трансмиссии и рулевого управления получат менее интенсивную силу удара и меньше повреждений.
- Недостатки стальной штамповки
Внешний вид штампованных дисков отнюдь не оригинален. Снаружи их закрывают колпаками. Владельцы престижных красивых автомобилей обычно предпочитают «литье», чтобы штамповка не портила экстерьер автомобиля. Что же касается утилитарной стороны использования, то стальные колеса много весят, и эксплуатационные свойства автомобиля несколько проигрывают от этого. Уменьшить толщину стенок штампованного диска нельзя, так как от этого он потеряет в прочности.
Диски составные
Это отдельная группа. В нее входят диски, сочетающие в себе не одну технологии изготовления, их составляют из 2-3 частей с применением болтов (как правило, титановых, во избежание коррозии). К примеру, в конструкции может быть кованый обод, а сам диск – литой. Это дает возможность еще больше уменьшить вес колеса, сделать его более пригодным к ремонту. Для сравнения: если обычный литой диск, к примеру, на R18, весит около 12 кг, то составной будет весить не больше 6. Прочность при этом не страдает. А вот технология изготовления не афишируется. Итальянские производители достигли успеха в производстве составных колес, титановые болты же для скрепления элементов производятся в России.
Диски кованые
Ковка – один из способов производства легкосплавных колес. Специалисты называют этот метод горячей объемной штамповкой. Потому можно порой и в отношении кованых дисков услышать название «штампованные», но это отнюдь не стальные штампованные.
- Преимущества ковки
Кованые диски получаются более прочными, нежели литые, за счет волокнистой структуры металла: происходит измельчение зерен, деформация и вытягивание их в нужном направлении. Толщина стенок их поэтому уменьшается в сравнении с литыми на 20%. При высокой прочности материала, вес такого колеса самый низкий – на 30-50% кованый легче стального и на 20-30% - легче литого. Пластичность позволяет кованой конструкции не разрушаться при ударе. Магниевые диски обладают значительной устойчивостью к коррозии, а алюминиевые вообще могут эксплуатироваться без защитного лакокрасочного покрытия. Одним словом, кованый диск можно считать идеальным по соотношению характеристик.
- Недостатки ковки
Впрочем. Недостатки – это громко сказано. Недостаток один – высокая цена. Коэффициент использования материала очень низкий – 30-40%, отсюда и стоимость.
Интересный факт
Хочется сказать несколько слов о производстве кованых дисков в России. Весь мир устанавливает их преимущественно на дорогие гоночные и спортивные авто. В России же стоимость этих колес доступна для массового потребителя. А японцы длительное время заказывали их на Ступинском металлургическом комбинате. Секрет в том, что производство кованых колес по конверсии освоили предприятия военно-промышленного комплекса, которые могут держать цену достаточно невысокого уровня: раз в 10 ниже зарубежных аналогов, при качестве того же уровня. Все дело – в «наследстве»: уникальном дорогом оборудовании металлургических заводов. Частные зарубежные компании не могут позволить себе приобретение таких станков. Поэтому основной объем дисков на западном рынке составляют литые.
Эксперты прогнозируют, что такая ситуация долго не продлится. Либо российская ковка существенно подорожает, либо место кованых на нашем рынке займут литые диски – разумеется, если производители не начнут вкладывать огромные средства в постепенную замену стареющего оборудования.
«Предыдущая статья Автокенгурятники – дань моде, или необходимая защита автомобиля? |
Следующая статья» |