Great Wall отказал Ирито!
Как известно, российский дистрибьютор Great Wall компания Ирито недавно получила права на эксклюзивные продажи лёгких грузовиков DongFeng и легковых автомобилей Changan. В одной стороны это может выглядеть как расширение продуктовой линейки и брендовая диверсификация бизнеса, тем более, что Ирито уже была мультибрендовым продавцом. С другой же…
Давайте посмотрим, как это выглядит с другой стороны, особенно в свете последних инициатив Great Wall в отношении российского рынка.
Итак, в июле этого года делегация Great Wall Motors посетила Россию, в частности – Приморский край. Визит закончился довольно-таки претенциозным заявлением китайской стороны о намерении построить в Уссурийске собственный автозавод. Параметры проекта таковы.
Производительность – 150 000 автомобилей в год, уровень локализации – 65%, 4,2 тыс работников. Инвестиции разбиты на два этапа – $350 млн и $250 млн. Срок строительства первой очереди – от 20 до 24 месяцев, площадь участка - 150 гектаров. На втором этапе планируется запустить прессовый, сварочный и окрасочный участки, а так же завод по изготовлению компонентов. Проект реализуется в сотрудничестве с ООО «Научно-Промышленная зона высокотехнологичного производства Юе Цзин»
Всё это произошло в тот момент, как Ирито практически закончила постройку своего автозавода в Липецкой области, рассчитанного на сборку внедорожников и кроссоверов Great Wall. Ирито и сейчас имеет небольшое сборочное производство в подмосковной Гжели, но экономическая эффективность его невелика, так как сваривать и окрашивать кузова приходится на других площадках – ТагАЗе и Автоторе. Затраты на эту переусложнённую логистику съедают значительную часть возможной прибыли. Липецкий же завод, в перспективе, планируется как площадка полного цикла, со сваркой и окраской.
Степень участия GWM в липецком проекте – тайна за многими печатями, стороны категорически не комментируют финансовые аспекты. Но с высокой долей вероятности можно предположить, что доли китайской стороны там нет вообще, Ирито строит завод «на свои». Почему? Ведь ещё в 2010 году директор представительства GWM в России Ван Пен лично мне в интервью сказал: если мы и будем что-то строить, то только в сотрудничестве с нашим российским дистрибьютором. Тем не менее и до, и после этого заявления «гретволловцы» не оставляли попыток наладить независимую сборку.
Мы помним азарт, с которым китайцы объявили о закладке производства в Елабуге, потом они переметнулись в Ростовскую область. Из этого ничего не вышло (по разным, официально не озвученным причинам), в итоге Great Wall кратковременно осела на ТагАЗе с моделью VoleexC30. ТагАЗ вскоре обанкротился и Great Wall осталась с многолетне проверенным партнёром и перспективой сборки «Ховеров» в Липецке.
Но, как теперь выяснилось, китайцы не оставляли идеи организовать свой заводик, чему подтверждение уссурийский проект. Не многовато ли для одной китайской марки, продажи которой в России хоть и растут, но явно не вырастут до потенциальной производительности сразу двух сборочных предприятий? Ведь завод со сваркой и окраской нельзя строить в расчёте на пару десятков тысяч автомобилей в год, он просто не окупится. Даже в таком высокомаржинальном сегменте, как кроссоверы, экономически оправданная производительность должна быть не менее 50-60 тыс в год. Уссурийск обещает выдавать 150 тыс, Липецк не раскрывает потенциальных объёмов. Но если принять за точку безубыточности 50 тыс, то совокупный выпуск «Грет Воллов» составит 200 тыс, что явно меньше возможностей их продать. Зачем же тогда китайцам понадобился Уссурийск, чего им не хватало в партнёрстве с Ирито?
Зная особенности китайского менталитета и своеобразное отношение к правилам ведения бизнеса, даже крупного, можно предположить, что Great Wall вновь поставила амбиции выше расчёта. Или расчёт у них столь стратегичен, что возможность продавать по 200 000 своих машин им не кажется несбыточной. Тактика же реализации проекта, при всей своей мутности и неоднозначности, тоже вполне ложится в русло китайский представлений о прекрасном.
Ирито официально не сказали «нет», напротив, российскую сторону продолжают убеждать в перспективности сотрудничества. Чтобы как-то вырулить из абсурда этой ситуации, Great Wall заявляет о том, что машины уссурийской сборки вообще не будут «Грет Воллами», а будут продаваться под маркой Haval (это такой люксовый суббренд GWM). Даже модель называется – HavalH8.
«Предыдущая статья | Следующая статья» |